Саркисова Анжелика Мечиславовна рекомендует
Уважаемые коллеги и родители!
Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики играет большую роль в развитии ребенка в целом. Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры-помощники в этом нелегком деле.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников. В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Однако, как мы уже говорили, мелкая моторика рук важна не только в быту. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Тонкая моторика рук начинает развиваться естественным образом еще в младенческом возрасте, и с течением времени ее навыки становятся все более сложными и разнообразными. Так, мелкая моторика дошкольников включает в себя множество действий, требующих согласованных движений обеих рук. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Именно поэтому развитие мелкой моторики у дошкольников — неотъемлемая часть подготовки к школе.
Этот процесс можно ускорить различными способами, к самым распространенным из которых относятся:
· пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
· игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, паззлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
· массаж и самомассаж пальцев и кистей рук
· занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
· развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
· кукольный театр с перчаточными куклами;
· упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
Развитие навыков мелкой моторики можно совмещать с трудовым воспитанием дошкольника. Дело в том, что эти навыки необходимы для выполнения многих домашних дел, так почему бы не убить двух зайцев одним выстрелом? Можете доверить ребенку сматывать в клубки ваши нитки для вязания или перебирать крупу для каши — это полезно для его мелкой моторики. К тому же, ребенок будет горд, что помогает вам по дому.
Учтите, что занятия, способствующие развитию тонкой моторики, должны быть ребенку в радость. Скажем, если ему не нравится вышивать, зато нравится плести фенечки из ниток, не заставляйте его вышивать: плетение фенечек тоже развивает мелкую моторику. Не нужно настаивать на собирании пазла, если ребенок хочет поиграть с конструктором и т. п. Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется. Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий.
Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды. Если даже регулярные занятия не помогают, необходимо обратиться к специалисту: иногда нарушения мелкой моторики могут быть признаком отставания в развитии или даже симптомом заболевания.